Биография Фатимы Габитовой

Бөлісу

Фатима Габитова

Фатима Зейнуллиновна Габитова (1903-1968) — известный школьный учитель казахского языка и литературы. Избранница и мать детей трех выдающихся представителей казахской культуры: прославленного педагога Биляла Сулеева, знаменитого поэта Ильяса Джансугурова и всемирно известного писателя Мухтара Ауэзова. Вся жизнь Фатимы Габитовой связана с литературной и просветительской деятельностью. За годы своей педагогической деятельности она воспитала тысячи учеников, активно участвовала в реформах образования. Ее труд в годы Великой Отечественной войны, несмотря на клеймо «жены врага народа», был отмечен государственной наградой. Творческое наследие Фатимы, это стихи, рассказы, лирические этюды, эссе, художественные переводы, литературно-критические статьи. Награждена «Медалью материнства» I степени. «Матери не должны страдать. Если общество разумное, цивилизованное, оно должно ценить матерей. Они всегда прекрасны, мудры, они — наши хранительницы, наша охранная сила» (Мурат Ауэзов).

Личное дело:
Место рождения: Алма-Атинская обл., с. Капал (уездный город Капал, Жетысуйской губернии). 
Национальность: татарка.
Место проживания: г. Алма-Ата.
Арест: 23.04.1938, НКВД Каз.ССР г.Алма-Аты.
Осуждена 10.06.1938, Особое совещание при НКВДСССР. 
Обвинение. ст.58-2, 58-8, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: 2 года условно
Реабилитация 10.06.1950 Особое совещание при  Министерстве Гос Безопасности СССР.
Жизнь и творчество.
Фатима Ғабитова: «Менің тағдырым – тұнған азап пен қасірет. Жазықсыз басыммен кімге, неге иілмедім мен? Менің бүкіл ғұмырым ұлы айрылысулардан тұрады. Менің өмірім күзгі жапырақ көмген түнгі далаға ұқсайды». Фатима Габитова: «Моя судьба — это настоящее мучение и скорбь. Из-за кого, из-за чего я стала повинна без вины. Моя жизнь состоит из одних только разлук. Моя жизнь похожа на пустынную ночь, покрытую осенними листьями».
Билял. Отец Фатимы, оренбургский купец первой гильдии, дал дочери приличное для тех времен образование, Фатима Габитова училась в русской школе для девочек, затем в татарском медресе «Хусайния» в Оренбурге. В 1918 году, в пятнадцать лет, уже сама работала учителем  в Капальской татарской школе. В 16 лет Фатима вышла замуж за Биляла Сулеева. Билял Сулеев был видным просветителем, педагогом, одним из лидеров Алаш-Орды (Казахское автономное государственное образование 1917-1920гг). В 1920 у Фатимы и Биляла родилась дочь — Фарида Сулеева. После революции и гражданской войны в 1923 году Билял Сулеев вступает в коммунистическую партию и работает на ответственных постах в области просвещения. В 1923 году у Фатимы родился второй ребенок, сын Джанибек Сулеев. Стараниями Б.Сулеева во всех населенных пунктах Семиречья создаются первые школы и интернаты, он руководил передислокацией Казахского педагогического института из Ташкента в Семипалатинск, Оренбургского института в Актюбинск. В 1928 году Билял Сулеев вместе с Оразом Джандосовым  подготовил открытие первого Казахского университета в Алма-Ате (Алматы). Все это время Фатима всегда рядом с Билялом, всегда и во всем помогает ему. В 1929 году Билял Сулеев заведует областным отделом образования и семья Сулеевых переезжает в Актюбинск, там Фатима Габитова работает учителем в казахской школе. В январе1930 года у Фатимы большое горе: в десятилетнем возрасте умирает дочь Фарида. В этом же году Биляла направляют директором Семипалатинского педагогического института, здесь в ноябре рождается третий ребенок Фатимы — сын Азат Сулеев. 27 марта 1931 года Билял Сулеев арестован органами НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) по обвинению в национализме. Фатима Габитова становится «женой врага народа». 
Ильяс. Впервые Илияс Джансугуров познакомился с Фатимой в 1919 г, когда она была уже замужем за Билялом, его ровесником, другом и соратником. Но с тех пор, вся любовная лирика Илияса Джансугурова, посвящена Фатиме. В 1932 г. судьба вновь соединяет Фатиму и Ильяса в Алма-Ате. Она выходит замуж за Ильяса Джансугурова  и это — союз двух любящих сердец. Ильяс Джансугуров усыновил и очень бережно относится к детям своего репрессированного друга Биляла.  В 1933 г. у Фатимы и Илияса родилась дочь —  Умут Джансугурова. В 1932 — 1934 гг. Илияс Джансугуров, председатель организационной комиссии и 1-й председатель Союза Писателей Казахстана.1933 — 1936гг. —  член ЦИК КазССР (Центрального избирательного комитета Казахской Советской Социалистической республики) и одновременно редактор Казполитиздата. В это время Фатима Габитова работает редактором фольклора и детской литературы Казгосиздата. В 1934 году Фатима Габитова вместе с Ильясом Джансугуровым, Сакеном Сейфуллиным, Беимбетом Майлиным участвовала на I съезде Союза писателей в Москве. В 1935 году Фатима родила своего пятого ребенка, дочь Ильфу Джасугурову. Фитима Габитова прожила с Илиясом Джансугуровым пять лет. За это время Ильяс Джансугуров написал свои самые великие произведения. Поэма “Құлагер” (1937) стала классикой казахской литературы. Около 15 таких поэм вошли в сокровищницу казахской поэзии. 13 августа 1937 года, Ильяса Джансугурова арестовали по политическим мотивам. Шестой ребенок Фатимы, сын Булат Ильясович Габитов, родился 16 ноября 1937 года. Чтобы избежать преследований, Фатима записывает детей Илияса на свою фамилию, Габитовыми. Ильяс видел своего грудного сына всего один раз, на свидании при следователе. А когда свидания прекратились, Фатима  не один месяц обивает разные пороги пытаясь разыскать мужа. Ей отвечали: Охотск, Магадан. Писала письма и запросы в Охотск, другие северные города. О судьбе отцов своих детей Фатима не находит никаких известий. Фатима Габитова во второй раз становится женой “врага народа” и остается с пятью детьми на руках. Старшему сыну Джанибеку Сулееву 14 лет, он пытается устроиться на работу, чтобы не быть в тягость матери. В 1938 году жён Сакена Сейфуллина (Гульбарам), Беимбета Майлина (Гульжамал) и Ильяса Джансугурова (Фатиму) вызвали в НКВД и выслали с детьми из Алма-Аты. Троих детей Азата, Умут и Ильфу  Фатима отправила к своей тете Хуппижамал в город Капал, спасая их от отправки по детдомам, как случилось с семьями Рыскуловых, Майлиных. Фатима с грудным Болатом едет в Семипалатинск и там ждет приезда своей матери с детьми.  1938 — 1940 гг, Фатима живет в Семипалатинске, затем возвращается в Алма-Ату. 
Мухтар. В Алма-Ате Фатима Габитова много работает: учит детей, пишет стихи, эссе, занимается переводами, активно участвует в реформе, связанной с переходом казахского алфавита с латиницы на кириллицу. Разрабатывает методическое пособие по переходу нового алфавита. За ней постоянный контроль и преследования. Оставшись одна перед лицом бесконечных забот и испытаний, Фатима принимает поддержку и помощь Мухтара Ауэзова, верного друга Биляла Сулеева и Ильяса Джансугурова. Мухтар Ауезов — всемирно известный писатель, создатель романа «Путь Абая» — вершиной современной казахской литературы. Из интервью Ильфы Ильясовны (литературно-художественный журнал "Простор", Зайтуна Кдралина): «В дневнике мамы написано, что, когда грянула война, она вела мизерные часы казахского языка в физкультурном техникуме. Пятеро детей на руках, всем членам семьи выдавали по 200 граммов хлеба, а в техникуме ей давали тарелку затирухи, которую она приносила домой. В эти мучительные дни к маме пришёл Мухтар Ауэзов, прослышавший о тяжёлом положении нашей семьи, и откровенно сказал маме, что знает её с 1927 года и любит её, предложил ей помощь. Жена Мухтара Ауэзова в это время жила в Ленинграде, его самого освободили из-под ареста (он всегда находился под наблюдением и подозрением), он жил со своей старшей дочерью Мугамилёй». Мухтар принимает заботливое, отеческое участие в воспитании детей своих погибших друзей Биляла и Ильяса, рискуя собственной свободой. Многолетняя дружба Мухтара Ауезова и Фатимы Габитовой перерастает в искреннее чувство. В 1941 старшему сыну Фатимы Джанибеку исполняется 18 лет, и он уходит на войну. В годы войны семья вновь впала в немилость и в 1942 году Мухтар Ауезов отправил Фатиму Габитову с детьми в Мерке (Жамбылская обл.), где жил его брат Разак. Там, 1 января 1943 года, рождается седьмой ребенок Фатимы — Мурат Ауезов. В 1943 году Джанибек Сулеев погибает в боях под Смоленском. Жизнь в ссылке, во время войны была тяжелая. Голод. Еда состояла в основном из свеклы, кукурузы и тыквы, выращенных своими руками. Дети собирали в поле колоски. То, что осталось после конфискации, пришлось продать или обменять на продукты, но Фатима Габитова сумела уберечь личные вещи (бобровую шапку, трость с факсимиле) и часть архива Илияса Джансугурова, хотя это зачастую представляло угрозу для её собственной жизни. Фатима Габитова много работала, чтобы прокормить детей. Воспитанием же детей занималась бабушка. Интеллигентность и образованность Фатимы, всегда вызывали уважение и авторитет. В Мерке она стала завучем в школе. Несмотря на занятость и усталость, Фатима Габитова всегда выкраивала время для общения с детьми, и чаще всего посвящала его чтению стихов Илияса Джансугурова, только Фатима не говорила детям, что это его стихи. На тему отца в семье вообще не разговаривали. Очень любила читать Габдуллу Тукая, поэзию Магжана Жумабаева.  
«Мы жили дружно и гордились своей мудрой, красивой, интеллигентной мамой. В ней удивительным образом сочетались редкая женственность и стойкий волевой характер. Она была вежливой и в то же время очень прямолинейной, никогда ни к кому не подстраивалась, но пожизненно магически притягивала к себе людей…. она всегда выглядела очень достойно, и до старости у нее был огонек в глазах. Вдохновенно работала учительницей казахского языка и литературы, сама писала стихи, статьи, занималась переводами, вела дневники и самое главное, несмотря на реальную опасность самой оказаться за решеткой, в лагерях, сумела сберечь рукописи отца и только благодаря ей, они дошли до типографий и читателей. После ареста отца какое-то время его архив прятал у себя брат мамы Усман Джилкибаев, сотрудник НКВД.» (Из воспоминаний Ильфы Джансугуровой-Джандосовой).
  В 1949 году возвращение в Алма-Ату.  Фатима Габитова 2-3 года проработала в 18-й казахской школе. Жизнь была небогатая, но уже не голодали. Каждый месяц приходил участковый милиционер с проверкой. Для Фатимы, Мухтар Ауэзов купил дом в Алма-Ате, на ул. Мира 83 (Иссык-Кульская), в нем Фатима Габитова детьми прожила 10 лет.  Мухтар Ауэзов помогал ей, благодаря ему, все дети Фатимы выучились, закончили школы и институты. Фатима Габитова редактировала книги, собирала восточный фольклор, писала статьи, воспоминания о своих выдающихся современниках, занималась переводами, работала над архивом Ильяса Джансугурова, борясь за его реабилитацию и публикацию его литературного наследия.  В 1957 году пришла весть о реабилитации Илияса Джансугурова, дом на Мира 83 стал знаменитым. Стало известно, что был приказ об уничтожении казахской интеллигенции. Ильяса Джансугурова вместе с Беимбетом Майлиным расстреляли в один день — 26 февраля 1938 года, Сакена Сейфуллина расстреляли на 1 день раньше — 25 февраля 1938 года. Ураза Джандосова расстреляли 2 марта 1938 года. 
Фатима Габитова на протяжении двадцати лет жила под клеймом “жена врага народа”. Все эти годы она вела дневник, ставший сегодня источником многих ценных сведений о жизни той поры и внесла собственный вклад в историю отечественной культуры как хранительница и пропагандист наследия троих великих людей степи. Фатима была мужественным и открытым человеком в плане выражения собственных мыслей и эмоций. В своих дневниках, стихах она слала проклятия тоталитарному режиму, системе НКВД и неоднократно озвучивала их дома. Жертвой политических репрессий Сталина стала  почти вся казахская интеллигенция. Репрессированных расстреливали днем в Алма-Ате и десятками вывозили в опустевший аул (пос Жаналык), находившийся в 20 км от города. Днем в этом заброшенном селении солдаты выкапывали огромные ямы, в которые скидывались тела расстрелянных людей. Из города их привозили ночью, в фургоне с надписью «Хлеб». 
После реабилитации мужа, Фатима Джандосова получила квартиру на одной площадке с Гульбарам, женой Сакена Сейфуллина, в городе Алма-Ата на ул.Космонавтов-Комсомольской. Фатима Габитова была в дружеских отношениях с Злихой, супругой М. Жумабаева, Гульбарам, супругой С.Сейфуллина,  Гульжамал супругой Б. Майлина.
 



Супружество
.
Фатима Габитова навсегда осталась в отечественной истории рядом с именами выдающихся представителей казахской культуры Биляла Сулеева, Ильяса Джансугурова и Мухтара Ауэзова. Она была музой, сподвижницей и хранительницей семейного очага трех великих казахов. Она не была легкомысленной женщиной, использующей свой ум и красоту для достижения своекорыстных целей, она была матерью их детей, сберечь которых в беспощадную эпоху репрессий можно было только имея независимый характер и незаурядную силу духа. 
Билял Сулеев (каз. Біләл Сүлеев), казах, родился в 1893 году в Капальском уезде, Семиреченской области. Видный деятель и яркий просветитель, закладывавший основы системы образования в Казахстане. 
Еще до революции, окончив Оренбургскую семинарию, он работал преподавателем. В 1918 году женится на Фатиме Габитовой. После революции и гражданской войны он в 1923 году вступает в партию и работает на ответственных постах в области просвещения.  До ареста работал директором Семипалатинского педагогического института. В 1931 году был арестован органами ОГПУ по обвинению якобы в национализме. В 1932 году брак с Фатимой Габитовой распался. В 1933 году оправдан и выпущен, после чего выехал в Москву, где находился до 1934 года, оттуда был направлен в Кара-Калпакскую АССР в город Турткуль заведовать отделом высших учебных заведений и школ. Снова арестован в 1937 году НКВД. Стал жертвой репрессий. Посмертно реабилитирован.
1923 г. Зав. политпросветотделом Джетысуйского облоно;
1923 г. Областной инспектор по просвещению Джетусуйской обл.;
1923 г. Пред. обл. комиссией по устройству и реэвакуации беженцев;
1924 г. Инспектор Наркомата просвещения по Джетысуйской обл — член облсовета союза бедноты "Кошчи";
1925 г. Инспектор Джетысуйского губоно;
1925 г. Зав. Истпартом при Джетысуйском губкоме партии;
1927 г. Член оргбюро казахского ташкентского землячества;
1928 г. Член президиума Джетысуйского губ. комитета по латинизации каз. языка;
1928 г. Зав. Алма-Атинским окроно;
1928 г. Зав. Актюбинским окроно.
27.03.1931 г. Арестован в г. Семипалатинск.
20.04.1932 г. Приговорен "тройкой" при ПП ОГПУ в Казахстане по обв.: 58-11.  
1932 г. Освобожден.
12.09.1938 г. Включен НКВД СССР в так называемые "Сталинские списки" по "Узбекской ССР", с рекомендацией ВК ВС СССР судить по 1-й категории, т. е. с применением ВМН (высшей меры наказания — расстрел).
28.02.1958 г. Реабилитирован. Верховный Суд КССР за отсутствием состава преступления.
Ильяс Джансугуров  (каз. Ілияс Жансүгіров), казах, родился 1 мая 1894 года в селе Ойтоган, Аксуского района (Капальского уезда Алматинской области), Казахской ССР. Казахский советский поэт, один из лучших классиков казахской литературы.
Ильяс Джансугуров выходец из самых недр народа, из кочевого аула. Он пас скот и занимался земледелием. В это время школы отсутствовали в их районе и он не мог получить соответствующего образования. Ильяс рано потерял мать, его воспитанием и образованием занимался отец, который умел читать и писать по-арабски, занимался сбором устных поэтических произведений – сказок, песен, айтысов. Ильяс ещё мальчиком познакомился с лучшими произведениями Абая, Шернияза, Махамбета, Базара, Ахана, Биржана и Сары. 
Отец Ильяса отлично обрабатывал кожу, металл, дерево. Строгий и взыскательный отец поэта обучил сына Ильяса не только ремеслам, но и игре на домбре и пению. В 1910 г. поступает в Карагашскую казахскую неполную среднюю школу, где с перерывами учился до 1917 г. Первое стихотворение «Надежда» он напечатал в 1917 г. в газете «Сары-Арка».
В 1919 г. Ильяс Джансугуров по настоянию отца был женат на своей первой жене Жамиле в 25 лет. С ней он прожил два года, но детей не было. В 1920 г. после окончания краткосрочных учительских курсов в Ташкенте работал учителем, был сотрудником газеты “Тiлшi” (“Корреспондент”). В 1921 г. он женился на Аманше Берентаевой, тогда он работал учителем в селе Белтоган, Талдыкорганского уезда. С ней он прожил семь лет. В 1925 г, перед отъездом в Московский институт журналистики Илияс оставляет Аманшу на попечение тети Балдыбалы, он сильно беспокоился за будущее нежной и впечатлительной Аманши. Слабая здоровьем Аманша умирает не прожив и двух лет после его отъезда. От Аманши у Ильяса Джансугурова тоже детей не было. В 1928 г. из Москвы Ильяс приезжает в Кызылорду, там он сотрудничает и общается Садуакасом Оспановым и знакомится с его 16-ти летней двоюродной сестрой Батимой. Вскоре Ильяс и Батима женятся. Батима — дочь состоятельного казаха Ахмета из Жанакорганского региона родилась в 1912 г. Она была образованной девушкой, любившей искусство, литературу, хорошо пела и играла на домбре.  В 1930 году у Батимы рождается сын Саят Ильясович. По неизвестным причинам Ильяс с Батимой ссорятся и разводятся. В 1932 г. Ильяс Джансугров женится в четвертый раз, на Фатиме Габитовой, женщине, которую всегда любил. Фатиме тогда было 29 лет и она была на девять лет старше Батимы. 
 Ильяс Джансугуров с детства был близок к поэзии и искусству. Книжка из 18 листов под названием «Беташар» увидела свет в 1927 г. в журнале «Равенство женщин». Ильяс Дансугуров — поэт, драматург, прозаик, фельетонист, сатирик, журналист, переводчик. На казахский язык им переведено около ста произведений, среди которых «Евгений Онегин», две поэмы и 30 стихов Пушкина, поэзия Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Горького, Бедного, Рождественского, Гейне и Гюго. Он написал роман «Товарищи» о борьбе казахов за советскую власть и в то же время, вольнолюбивые поэмы «Степь» и «Кулагер». За очень короткую творческую жизнь сумел создать очень ценные произведения всех жанров: классовая борьба, новое строительство, исторические темы, драматические произведения, в романе «Друзья» с большим художественным талантом изобразил жизнь своего народа перед восстанием, классовую борьбу, национально освободительное движение, подготовка Казанского восстания. Все эти произведения являются шедеврами Казахской литературы. Создав пьесу «Месть», писатель открыл новое направление, изобразив жизнь народа в годы гражданской войны. Поэма “Құлагер” стала классикой казахской литературы. 
1922 г. Заведовал институтом просвещения в Верном (Алматы);
1924 г. Член  Российской Коммунистической партии (большевиков), коммунист;
1925 — 1928 гг. Учеба в Коммунистическом институте журналистики в Москве;
1928 — 1932 гг. Сотрудник газеты “Еңбекшi қазақ” (ныне “Егемен Қазақстан”);
1933 — 1936 г. Член ЦИК КАЗССР;
1934—1936 гг. Первый председатель Союза писателей Казахстан;
1934 — 1937 гг. Редактор Казполитиздата;
1937 г. Репрессирован по политическому обвинению.
26.02.1938 г. Высшая мера наказания — расстрел.
1957 г. Реабилитирован. Верховный Суд КССР за отсутствием состава преступления.
Мухтар Омарханович Ауэзов, казах, родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (Семипалатинская область). Выдающийся казахский писатель, драматург, создатель романа «Путь Абая» вошедшего в «Библиотеку всемирной литературы». Заслуженный деятель науки Каз ССР, Академик АН Каз ССР, председатель Союза писателей Казахстана. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», орденом Ленина.
По поводу рождения Мухтара, его дед Ауэз, устроил празднества, на который приезжал поэт Абай Кунанбаев. Кунанбай, отец Абая Кунанбаева, был зятем Ауеза, женившись на его сестре Нурганым. 
Мухтар Ауэзов рано лишился родителей, его воспитанием и образованием занимался его дядя Касымбек. В 1906 -1907 гг. Мухтара устраивают на учёбу в медресе, затем, в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске. В 1912—1919гг. обучение в Семипалатинской учительской семинарии. Незаурядный спортсмен Мухтар играл за первую в городе футбольную команду «Ярыш». 
В 1917 г. по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на Райхан, и них родилась дочь Мугамиля (1918—2009), а через год и сын Чокан, рано ушедший из жизни. Через три года они разошлись. После развода Мухтар Ауезов забрал дочь себе. Мухтар Ауэзов дружил с сыном Абая Кунанбаева Турагулом и после развода женился на племяннице Турагула Камиле (внучка Абая от сына Магауи), но и этот брак быстро распался. 
В 1917 г. была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Енлик-Кебек». Премьера состоялась в юрте жены Абая Айгерим, в виде подарка, по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки Абая. Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.
В 1918 г. Мухтар Ауэзов и Жусупбек Аймауытов издают в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступает в партию большевиков и продвигается впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа. В1922 г. за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключен из партии большевиков. Он оставляет свой крупный государственный пост в Оренбурге, и поступает вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет  Ташкенте, сотрудничает в журнале «Шолпан». 1923 — 1928 гг. учеба на филологическом отделении Ленинградского государственного университета. Там Мухтар Ауэзов знакомится с Валентиной Николаевной Кузьминой, своей третьей супругой. В 1928 г. после окончания университета молодая семья переезжает в Ташкент, где Мухтар Ауезов поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета. Там же работает преподователем. В 1929 году у Мухтара и Валентины родилась дочь Лейла.
В 1930 году Ауэзова арестовывают по обвинению в связи с организацией молодых казахских писателей "Алка". Он осужден на два с половиной года. Валентина с дочерью возвращаются в Ленинград. В 1932 г.  выйдя на свободу, Мухтар Омарханович преподает в вузах Алма-Аты, продолжает писать пьесы. Его друг Ильяс Джансугуров советует Мухтару бросить политику и заняться исследованием творчества знаменитого родственника Абая Кунанбаева. В 1933 г. Мухтар Ауэзов выпускает первое полное собрание стихов Абая  на латинском шрифте «Абай Кунанбай-улы толык жинак». В 1935 г. семья Мухтара и Валентины воссоединяется, у них рождается сын Эрнар. В 1937 г. первый пленум Союза писателей Казахстана, где Мухтар Омарханович является самой яркой фигурой, но и самой преследуемой. Органы НКВД накладывают запрет на произведения  Ауэзова, его труды изымают из библиотек, а самого увольняют с работы. Мухтар Ауэзов с семьей уезжает в Ленинград. В 1941 г. Мухтар Омарханович возвращается в Казахстан, Валентина же с детьми, остается в Ленинграде. Он работает в Институте языка, литературы и истории КазФАН СССР. В 1942 году выпускает первую книгу романа «Абай». В это же время Мухтар Ауэзов предлагает помощь и поддержку Фатиме Габитовой их дружеские чувства друг к другу, перерастают в серьезные отношения.  В 1943 году у Мухтара и Фатимы рождается сын Мурат Ауэзов. 
В 1945 г, в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного кинофильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нём. В Москве выходит первая книга «Абай», Мухтара Ауэзова награждают орденом Трудового Красного Знамени. В 1946 г. он становится доктором филологических наук, профессором, академиком Академии наук Казахской ССР. В 1947 г опубликована вторая книга «Абай» на казахском языке, в 1948 г— обе книги на русском языке. В 1949 г. роман удостаивается Сталинской премии первой степени, а автор ордена «Знак Почета». Несмотря на это, писателя постоянно преследуют и не дают возможности спокойно работать. 1952 г. выходит в свет первая книга «Путь Абая» на казахском языке и в том же году на страницах «Правды» вновь выдвигается обвинение в недостатке гражданской бдительности у Ауэзова. Профессора, академика Мухтара Омархановича Ауэзова увольняют за «буржуазно-националистические ошибки» из университета, выводят из коллектива авторов многотомной «Истории Казахской ССР». Во избежание ареста он вынужден скрытно уехать в Москву и два года читает лекции по казахской литературе на кафедре литератур народов СССР МГУ. В 1954 году в Москве он завершает тетралогию «Путь Абая», входит в состав редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Дружба народов», выступает с докладом о творчестве Абая на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов Москвы и триумфально возвращается в Алма-Ату, восстанавливаясь во всех должностях. В 1955 году избирается депутатом Верховного Совета КазССР IV созыва. Начинаются зарубежные поездки в составе литературных делегаций, работает над «Антологией казахской поэзии» и с переводчиками дилогии «Путь Абая».
28 сентября 1957 года — 60-летие Мухтара Омархановича Ауэзова. Он награждён орденом Ленина, ему присуждено звание «Заслуженный деятель науки КазССР». В 1959 году за дилогию «Путь Абая» М.Ауэзову присуждена Ленинская премия, он избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР V созыва. В 1960 году посетил США с группой советских. Работает над циклами очерков «Американские впечатления» и над новым романом «Племя младое». Летом 1961 года едет в Москву на лечение. 27 июня 1961 года Мухтар Омарханович Ауэзов умер во время операции.
Дети и внуки
"Мои дети – потомки трех выдающихся, славных сынов казахского народа. Ежегодно 14 октября (день рождения Фатимы Габитовой) собирайтесь вместе. Вы – прямые наследники этих благородных людей. Не забывайте об этом! На этом я завершаю свой материнский наказ".
Фатима Габитова – мать семерых детей, женщина-легенда, она приложила все усилия, чтобы дети троих великих сынов казахского народа не только выжили и поднялись, но и росли в братском единстве одной семьи. Выросли достойными потомками своих отцов. Дети репрессированных, ничего о своих отцах не знали. Это была запретная тема. Они росли как дети врага народа. После реабилитации отцов оказалось, что они дети героев.

Фарида Сулеева (1920-1930гг), дочь;

Джаниек Сулеев (1923-1943гг), сын, погиб в ВОВ; 

Азат Сулеев (1930-1997гг), сын, филолог-тюрколог, мастер подстрочного перевода с казахского на русский. Азат Сулеев закончил филфак МГУ в 1954 году. Красавец, Азаттбыл любимчиком семьи, свободно владел двенадцатью языками, всеми тюркскими языками, обладал эрудицией и энциклопедическими знаниями. Когда приезжали Маргарита Алигер или Расул Гамзатов, всегда вызывали Азата, чтобы он ездил с ними сопровождая. Тогда про орхоно-енисейские надписи ничего не знали, а Азат свободно цитировал их. Азат подал Олжасу Сулейменову идею книги «Аз и Я». Олжас говорил: «Что такое «Аз и я»? Это Азат и я».

Умут Джансугурова (1933), дочь, выпускница Казахского медицинского университета, врач, сын Умут Нурлан Карсакбаев (1958-1985гг); 

Ильфа Джансугурова (1935г), дочь, педагог, преподаватель немецкого языка, президент фонда Ильяса Джансугурова. Имя Ильфа состоит из первых слогов имен Ил-ьяс и Фа-тима. В 1953 году Ильфа пыталась поступить в горно-металлургический институт в Москву, сдала все экзамены на пятерки, но  в институте работала комиссия по набору в центральные вузы… парторг  спросил: «А вы знаете, кто ваш отец?» в ответ: мама сказала, что он журналист и в 1938 году умер. Позвонила домой, сказала, что спрашивают об отце. Фатима Габитова ответила: «Раз так, возвращайся домой». Ильфа Джансугурова смогла поступить только в институт иностранных языков, и то потому, что дочь народного артиста Жамал Калибековна Куанышпаева работала деканом на факультете немецкого языка и взяла Ильфу в память того, что когда-то в 30-е годы семья Джансугуровых помогла выжить от голода семье Калибека Куанышпаева. В1958 году Ильфа Джансугурова вышла замуж за Санджара Уразовича Джандосова (сын Ураза Джандосова). Санджар Уразович работал секретарем Алма-Атинского горкома партии, министром труда, директором НИИЭ при Госплане КазССР. Ильфа Ильясовна выйдя на пенсию, вплотную занялась архивом своих родителей, в 1999 году создала Фонд Ильяса Джансугурова. Дети Ильфы Ильясовны Джансугуровой: Ажар Джандосова(1959) с 2006 г. Директор фонда Ильяса Джансугурова, Динар Джандосова (1961), Жанар Джандосова (1963), Фатима Джандосова (1970), Кенен Джандосов (1976);

Болат Габитов (Джансугуров) (1937-2004гг), сын, известный казахстанский кинодраматург, режиссёр, стоял у истоков создания «Казахтелефильма», первый секретарь Союза кинематографистов Казахстана, главный редактор Госкино Каз. ССР, отличник кинематографии СССР, преподаватель Института театра и кино им. Жургенева.  Булат Ильясович вместе с Эдуардом Медведкиным был художественным руководителем киножурнала «Камча» (казахский «Фитиль»). На фестивале в Ташкенте в конце 80-х «Камча» завоевала 1-е место. 
Фатима, Гульбарам (жена Сейфуллина), Гульжамал (жена Майлина) вместе ходили в тюрьму к мужьям. Булат родился прямо на улице, на Калинина — Дзержинского, в дождливый день со снегом. Гульжамал перегрызла пуповину, они поймали телегу и на лошади привезли Фатиму в роддом. Болат учился на геолого-разведочном факультете КазГУ. Его близким другом и сокурсником был Олжас Омарович Сулейменов — поэт, писатель-литературовед, народный писатель Казахской ССР, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат. Булат если дружил, то дружил до конца, несмотря ни на что. Они с Санжаром Джандосовым дружили 35 лет, вплоть до трагической гибели Санджара Уразовича. Все друзья Булата, геологи, потом стали друзьями Санджара. Булат со студенческих лет женат был на Юле, затем они расстались. Супругой Болата Габитова стала Карлыгаш Кантарбаева. Сакен Сейфуллин приходился деверем матери Карлыгаш.  Булат Ильясович был образцом интеллигентности и порядочности. «Тоталитарный строй отнял у меня отца, но не лишил отечества, и мне не всё равно, каким оно будет» (Болат Габитов). Булат сохранил и передал своим детям фамилию Габитов. Дети Булата Габитова: Жамиля Габитова (1958), Лейла Джансугурова (1967), – генетик, кандидат медицинских наук, директор института генетики РК, её имя – в международном каталоге женщин, улучшивших жизнь человечества в 2002 году, Умиль Габитова (1971).

Мурат Ауэзов (1943г), сын, китаевед, культуролог, общественный деятель и президент Фонда М.О. Ауэзова, Заслуженный деятель Казахстана, награжден орденом «Курмет». Член творческих Союзов писателей, кинематографистов, член ПЕН-клуба Казахстана.
В 1959—1965 гг. учился в Институте восточных языков при МГУ на отделении китайской филологии, защитил кандидатскую диссертацию, филолог-востоковед. Вернувшись в Алма-Ату, работал научным сотрудником в Институте философии и права Академии наук Казахской ССР. Избирался народным депутатом Верховного Совета КазССР. В декабре 1992 г в числе первых послов независимого Казахстана был назначен послом Республики Казахстан в Китайской Народной Республике, имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и полномочного посланника Республики Казахстан. Работал генеральным директором Национальной библиотеки Республики Казахстан, президентом фонда «Сорос-Казахстан», главным редактором киностудии «Казахфильм». С 2008 г. президент общественного фонда «Фонд Мухтара Ауэзова». Сопредседатель партии «Азамат». Первая жена Хорлан. Познакомились в МГУ. Дважды Доктор химических наук. У Мурата Ауэзова и Хорлан трое внуков. Вторая жена Зауре — химик. От нее сын Магжан. Третья жена Тамара долгое время преподавала в институте иностранных языков. « Я до сих пор ощущаю любовь матери, чувствую ее тепло… Одна только мысль о ней, прикосновение памятью — памятью сердца — придает мне силы..»(Мурат Ауэзов)

Саят Джансугуров (1930 г), сын Ильяса Джансугурова и  Батимы Тюлебаевой — горняк, кандидат технических наук. Дочери Саята Джансугурова: Жамал Джансугурова (1956), Резеда Джансугурова (1958). Вернувшись из Мерке в Алма-Ату, Фатима сразу стала разыскивать Саята Ильясовича, сына Ильяса Джансугурова от предыдущего брака, но нашла его только через девять лет в 1951 г, и сразу присоединила его к семье. 
Батима с сыном Саятом жила в Абралы. Фатима Габитова, будучи замужем за Ильясом Джансугуровым, присылала им посылки, относилась к Батиме Тюлебаевой  с заботой. В 1949 году приехал дядя Булат Ташенов, он вместе с Кунаевым окончил горную академию. Дядя мне сказал: «Ты никаким писателем, художником не будешь (у меня склонность есть к рисо-ванию), стань горным инженером, потому что, даже если посадят, ты в ГУЛАГе по специ-альности работать будешь. Здесь, в Алма-Ате, каждая собака твоего отца знает. В Москву езжай». Саят поступил в московский институт цветных металлов и золота, окончил его в 1954 году. Работал в Каркаралинске, в Джезказгане, в Текели 10 лет, защитил диссертацию. Был завлабом в Институте горного дела в Алма-Ате. Когда Саят учился на втором курсе, к нему пришел Азат Сулеев (он учился в МГУ) и говорит: «Я твой брат, у нас с тобой общие сёстры и братишка есть, татеша (Фатима Габитова) меня по-просила найти тебя, познакомиться».
При первой встрече с Булата с Саятом: Фатима подвела Болата к Саяту и говорит: «Болат, мынау сенің үлкен ағаң Саят» («Булат, это твой старший брат Саят»). Булат очень обрадовался, что у него появился старший брат, отношения у братьев были очень хорошие, уважительные, откровенные.  

Лейла Ауэзова (1929), дочь Мухтара Фуэзова и Валентины Кузьминой, доктор исторических наук, директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова. 

Эрнар Ауэзов (1935), сын Мухтара Фуэзова и Валентины Кузьминой, биолог.

Память.
    В Талдыкоргане в 1984 году к 90-летию Ильяса Джансугурова, в старом деревянном здании, был открыт литературный музей Ильяса Джансугурова. Здесь хранятся редкие книги, фотографии, личные предметы писателя и его семьи.  Союз писателей Казахстана учредил литературную премию имени Ильяса Жансугурова. Имя И.Жансугурова присвоено нескольким аулам, хозяйствам и школам Казахстана. В 1972 году основан Жетысуский государственный университет им. Ильяса Жансугурова, в г.Талдыкорган.  
    В Алматы действует дом-музей Мухтара Ауэзова. Он образован в 1962 году. Жена писателя, Валентина Николаевна, помогла восстановить обстановку в доме, в котором жил и работал Мухтар Ауэзов последние десять лет своей жизни. В доме семь комнат на двух этажах. Большинство экспонатов передано родными и близкими писателя. Здесь занимаются изучением литературного наследия писателя – рукописей, архивных материалов, литературных произведений.  
    В 2007 г. житель села Капал, Алматинской обл. Ергали Садвокасов, на собственные сбережения открыл музей Фатимы Габитовой, в доме, где она некогда жила. Сегодня музей закрыт, так как у пенсионера нет денег на его содержание.  В интервью радио Азаттык: «Ергали Садвокасов: на свои деньги выкупил бывший дом Фатимы Габитовой, приобрел экспонаты, письма, фотографии и другие документы о жизни этой просвещенной женщины. Долгие годы содержал музей. Потратил около двух миллионов тенге. Но сегодня я пенсионер, и у меня нет средств для его содержания. Поэтому музей закрыт. Меня никто не поддержал. Куда я только не писал письма. Я сказал, бесплатно возьмите здание, бесплатно я подарю вам 7,5 тысячи экземпляров своей библиотеки. Три комнаты экспонатов хотел подарить, но никто не взял…». Аким села Капал Жумажан Рахимжанов: «Для восстановления музея Фатимы Габитовой потребуется примерно 12 миллионов тенге, а в поселке уже есть музей другой великой женщины – поэтессы Сары Тастанбеккызы. Мы не смогли сохранить музей Фатимы Габитовой. Часть экспонатов мы храним в одной организации. Ищем спонсоров, которые бы взяли на себя содержание музея и ремонт здания». 
    20 октября 2010 года в Государственной детской библиотеке им. С. Бегалина  состоялась презентация книги «Фатима». Эта книга вышла в свет в издательстве «Жибек жолы», при поддержке Международного фонда Мухтара Ауэзова. Это первое полное издание на русском языке, посвященное жизни и творчеству Фатимы Габитовой. Составитель сборника Майра Жанузакова. Переводы стихов выполнены поэтами Бахытжаном Канапьяновым, Кайратом Бакбергеновым и Бахытом Каирбековым. Большой вклад в создание книги  дети, племянники, внуки, другие родственники Фатимы Габитовой — выступившие в качестве авторов, переводчиков и интервьюируемых, а также хранитель ее архива – Ильфа Ильясовна Джансугурова-Джандосова.
    14 февраля 2013 года в Государственном Академическом театре для детей и юношества имени Г. Мусрепова состоялась премьера спектакля — қасірет-нама (сказание о скорби) “Фатима” по пьесе поэта-драматурга Ирана-Гайыпа. Режиссером-постановщиком спектакля стал Заслуженный артист Казахстана, обладатель ордена «Курмет» Мурат Ахманов. 

 

Источник: Женсовет

 

Характеристика и значение имени Фатима.
Татарское — Фатима, арабское — Патима, казахское — Батима. Арабское толкование — «отнятая от материнской груди».Так звали дочь пророка Мухаммеда, которую в раннем младенчестве отняли от материнской груди. Имя имеет и иранские корни, означает «светлоликая». Женщина с таким именем неконфликтная, весёлая и жизнерадостная. Может создаваться впечатление, что она легкомысленна и ветрена, однако это далеко не так. Это верный, стремящийся к справедливости человек, которого сложно склонить на свою сторону. Она добра и преданна, обладает хорошей памятью. 

Тағы да оқыңыз